Образовательные стандарты
Основными документами, регламентирующими нашу деятельность являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
- ПРИКАЗ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ»
- Приказ Министра обороны РФ от 3 мая 2001 г. № 202 «Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к знаниям, навыкам и умениям водителей автотранспортных средств (АТС) следующих категорий: «В», «С», «D», «СЕ».
Стандарт устанавливает:
-требования к знаниям навыкам и умениям водителя АТС соответствующих категорий и подкатегорий, при выполнении которых кандидат в водители может быть допущен к управлению АТС.
-требования к уровням профессионального мастерства водителей, на основании которых возможна организация системы повышения квалификации водителей.
-требования к содержанию квалификационного экзамена маршруту проведения квалификационной поездки и минимальному времени, необходимому для ее проведения.
-требования к экзаменатору, принимающему экзамен по вождению АТС.
Общие требования к знаниям, навыкам и умениям водителей АТС | ||
Профессиональныеобязанности | Основные навыки и умения, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей* | Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей** |
1 | 2 | 3 |
1. Управление транспортным средством соответствующей категории и подкатегории с заданным качеством (в том числе при буксировании прицепа массой до 750 кг) в различных дорожных условиях. Соблюдение режимов труда и отдыха. | Умение планировать и выполнять поездку, использовать атлас автомобильных дорог, дорожные знаки и указатели, радиотехническое и навигационное оборудование. Умение использовать при управлении оптимальную модель поведения в транспортном потоке (в т.ч. на автомагистрали). Умение управлять АТС в различных условиях движения (в т.ч. в темное время суток). Умение не превышать безопасную скорость, не уменьшать дистанцию и поперечный интервал относительно безопасных значений; не уменьшать скорость и не увеличивать поперечный интервал относительно величин, при которых автомобиль начинает создавать помехи движению других ТС. Умение маневрировать в транспортном потоке. Умение информировать других участников движения о своих маневрах и не создавать им помех. Умение использовать приборную информацию для оптимизации управления АТС и контроля его технического состояния. Умение оптимизировать свою рабочую позу и устанавливать зеркала заднего вида в оптимальное положение. Навык руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес. Умение пускать двигатель при различном его температурном состоянии. Навыки регулирования движения ТС:— трогаться с места (в т.ч. на подъеме), разгоняться с переключением передач по экономичному алгоритму;— стабилизировать скорость;— применять накат и торможение двигателем с переключением передач;— штатно тормозить рабочей тормозной системой;— фиксировать ТС с помощью стояночного тормоза;— направлять ТС по заданной траектории и устранять его отклонения от нее. Умение маневрировать в ограниченных проездах:-двигаться передним и задним ходом при ограничении поперечного интервала;-разворачиваться с многократным применением передач переднего и заднего хода;-поворачивать на 900 при движении передним и задним ходом;-выполнять параллельную парковку передним и задним ходом Умение регулировать движение АТС при возникновении нештатных ситуаций:-использовать скоростной алгоритм разгона, в том числе при буксовании колес;тормозить с максимальным замедлением, сохраняя устойчивость АТС против сноса и заноса;-стабилизировать снос и занос. Умение контролировать техническое состояние АТС и предупреждать его отказы. Умение поддерживать комфортные условия в кабине (салоне) АТС. Умение оказывать первую помощь при ДТП. | Задача водителя при управлении ТС – перемещение пассажиров и грузов с максимальной эффективностью и экологичностью (оптимальная средняя скорость и минимальный расход топлива), заданным уровнем безопасности. Правила дорожного движения, ответственность за их нарушение в соответствии с административным, уголовным и гражданским кодексами. Правила экологичного поведения в дорожном движении Факторы, влияющие на профессиональную надежность водителя:— квалификация – точность формирования плана действий (определение безопасных значений скорости, дистанции и поперечного интервала), и точность выполнения плана действий (уровень навыков);— личностные качества;— этичность поведения в дорожном движении;— состояние здоровья:— режим труда и отдыха;— прием лекарственных препаратов алкоголя, наркотиков. Основы эффективного, экологичного и безопасного управления АТС:-модель оптимального поведения водителя в дорожном движении;— экономичный, экологичный и безопасный алгоритм регулирования скорости АТС;— зависимость средней скорости, расхода топлива, экологичности и безопасности управления АТС от максимальной скорости на участках свободного движения в транспортных потоках с различными уровнями удобства движения;-влияние отклонения скорости АТС от средней скорости транспортного потока на безопасность управления;— влияние неравномерности движения на расход топлива и безопасность управления АТС; Условия безопасного управления ТС:— динамический габарит ТС;— опасное пространство вокруг ТС;— конфликтное пространство вокруг АТС;-типичные ситуации, приводящие к ДТП;— влияние на безопасность управления АТС элементов плана и профиля дороги, скользкости и ровности ее покрытия;— влияние на безопасность управления АТС темного времени, дождя, тумана, метели;— влияние на безопасность управления АТС уровня удобства движения в транспортном потоке;— специфические факторы риска, связанные с участием в дорожном движении мотоциклистов, велосипедистов, и пешеходов (особенно детей, и лиц с ограниченной подвижностью);— меры предосторожности при посадке и высадке пассажиров;— информация, снимаемая с пилотажных приборов и маршрутного компьютера для повышения эффективности, экологичности и безопасности управления ТС;-принципы оптимального размещения на рабочем месте;-принципы руления с сохранением обратной связи о положении управляемых колес;-скоростные алгоритмы разгона без буксования и с буксованием ведущих колес;— алгоритмы аварийного торможения при различных коэффициентах сцепления шин с дорогой на АТС с различными типами приводов;-алгоритмы управления при превышении безопасной скорости на входе в поворот на АТС с различными типами приводов;-алгоритм управления АТС при объезде препятствия. Устройство и свойства АТС как объекта управления. Правила поведения водителя при ДТП. Правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.Основы работы с дорожными картами и навигационным оборудованием. |
2. Проведение ежедневного технического обслуживания АТС, устранение мелких неисправностей в пути. | Визуально осматривать АТС. Выполнять ежедневный технический контроль.Устранять мелкие неисправности, не требующие разборки агрегатов (в т.ч. замена колеса). | Устройство АТС как объекта управления и его техническая эксплуатация. Правила техники безопасности при обслуживании транспортных средств. |
3. Заправка АТС топливом и техническими жидкостями. | Заправлять АТС горюче-смазочными материалами и техническими жидкостями; Соблюдение техники безопасности при заправкеОбеспечение экологической безопасности при выполнении работ по заправке транспортного средства.Соблюдать меры противопожарной и экологической безопасности при заправке транспортного средства | Объемы заправочных емкостей марки заправочных материалов и технических жидкостей, применяемых для обслуживаемого АТС, их совместимость. |
Специальные требования к водителям АТС категории «В» | |
Квалификационный уровень – второй | Компетентность работника включает применение знаний в большом диапазоне различных работ, выполняемых при разнообразии обстоятельств. Некоторые из этих работ являются сложными и нестандартными, на работника возложена определенная ответственность и он имеет некоторую автономность. |
Направление деятельности работников | Управление автомобилем |
Требования к общеобразовательному уровню и уровню профессионального образования | Среднее общее образование, профессиональная подготовка |
Требования к практическому опыту | Не предъявляются |
Требования к аттестации и сертификации | Добровольная сертификация |
Уровни компетентности – пять | I – V ранги (4-8 разряды) |
Специфические требования к состоянию здоровья | Устанавливаются Министерством здраво-охранения и социальной защиты РФ |
Требования, предъявляемые к качеству управления ТС на квалификационном экзамене |
При выполнении квалификационной поездки по заданному маршруту кандидат в водители должен проехать его не выходя за границы безопасного управления со скоростью транспортного потока и расходом топлива, соответствующему V рангу в табл.1. |
Таблица 1.
Шкала ранжирования водителей транспортных средств категории «В» по уровню мастерства
Ранг | I | II | III | IV | V |
Расход топлива по отношению к нормативу не более % | 72 | 78 | 84 | 90 | 100 |
Дополнительные требования к водителю АТС категории «В», выполняющему коммерческие перевозки пассажиров | ||
Профессиональныеобязанности | Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей |
1 | 2 | 3 |
6.1. Получение и оформление путевой документации | Получение в диспетчерской службе необходимой путевой документации. Соблюдение конфиденциальности в отношении получаемой информации. | Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации. Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.Должностная инструкция.Правила внутреннего распорядка своей организации.Основы межличностного и делового общения |
6.2. Посадка пассажиров | Проверка применения пассажирами ремней безопасности | Правила дорожного движенияДолжностная инструкцияПравила внутреннего распорядка своей организации. |
6.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и пассажиров | Управление ТС с заданным уровнем безопасности. Принятие мер безопасности на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации.Исключение перевозки посторонних лиц.Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц. | Правила дорожного движения Правила остановки транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции.Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.Должностная инструкцияПравила внутреннего распорядка своей организации.Распоряжения и приказы своей организации. |
6.4. Выполнение перевозки согласно путевой документации | Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации. Соблюдение сроков доставки пассажиров | Путевая документация. Карты, атлас автомобильных дорог.Руководство по применению навигационной аппаратуры |
6.5. Оформление и сдача путевой, и финансовой документации | Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче. Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов.Проверка комплектности транспортной и финансовой документации.Сдача в срок путевой документации должностному лицу для отчета о выполнении задания.Соблюдение правил внутреннего распорядка своей организации.Заполнение авансового отчета.Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу.Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина | Правила оформления путевой, технической, страховой и другой документации. Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.Организационная структура своего предприятия.Должностная инструкция.Правила внутреннего распорядка своей организации. |
Дополнительные требования к водителям АТС категории «В» выполняющих коммерческие перевозки грузов | ||
Коммерческие перевозки грузов. Профессиональные обязанности | Основные умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей |
1 | 2 | 3 |
7.1. Получение и оформление путевой и транспортной документации | Получение в диспетчерской службе необходимой путевой и транспортной документации. Проверка наличия подписей, печатей, кодов грузов, совпадения данных в различных путевых и транспортных документах.Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом своей диспетчерской службы.Получение пропуска на въезд в терминалОтражение в транспортной документации замечаний о целостности упаковки груза.Соблюдение конфиденциальность в отношении получаемой информации. | Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации.Основные термины, применяемые в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.Должностная инструкция.Правила внутреннего распорядка своей организации.Основы межличностного и делового общения |
7.2. Прием груза у грузоотправителя, руководство его размещением на грузовой платформе и закреплением. | Соблюдение Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Принятие груза по количеству, весу, маркировке и целостности его упаковки.Осуществление контроля соответствия весовых и габаритных параметров груза технической характеристике ТС.Руководство размещением груза с учетом распределения его веса по осям и указаний отправителя по нагрузке на таруПроверка (обеспечение) надежного закрепления груза.Отказ от погрузки при отсутствии возможности надежного закрепления грузаСверка соответствия маркировки на пломбах и упаковках с указанной информацией в транспортной документацииУкрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки. | Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила размещения груза.Правила и нормы охраны трудаДолжностная инструкцияПравила внутреннего распорядка своей организации. |
7.3. Соблюдение мер безопасности по обеспечению сохранности ТС и груза | Управление ТС с заданным уровнем безопасности. Принятие мер безопасности и обеспечения сохранности ТС и груза в рейсе и на стоянках в соответствии с инструкцией своей организации.Исключение перевозку посторонних лиц.Принятие мер по исключению доступа к транспортному средству посторонних лиц.Укрытие сыпучих грузов пологом по завершению погрузки.Проверка целостности тента и уплотнительных устройств. | Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила остановки транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции.Нормативно-правовая документация по остановке и проверке транспортных средств сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.Должностная инструкцияПравила внутреннего распорядка своей организации.Распоряжения и приказы своей организации. |
7.4. Получение и оформление транспортной документации | ||
7.5. Выполнение перевозки согласно путевой документации | Выполнение заданного маршрута движения согласно путевой документации. Соблюдение сроков доставки груза. | Путевая документация. Карты, атлас автомобильных дорог.Руководство по применению навигационной аппаратуры |
7.6. Сдача груза грузополучателю и оформление документации у грузополучателя | Заполнение и сдача документа о прибытии на терминал, информирование об этом диспетчерскую службу своей организации. Информирование грузополучателя о доставке груза.Получение пропуска на въезд в зону разгрузки.Сдача груза грузополучателю и оформлять транспортную документацию. | Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения |
7.7. Оформление и сдача путевой, транспортной и финансовой документации | Получение отметки должностного лица в путевом листе о техническом состоянии транспортного средства и его сдаче. Заполнение путевого листа в соответствии с Инструкцией по заполнению путевых листов.Проверка комплектности транспортной и финансовой документации.Сдача в срок путевой и транспортной документации должностному лицу для отчета о выполнении задания.Соблюдение правил внутреннего распорядка своей организации.Заполнение авансового отчета.Сдача авансового отчета с приложением платежных документов и оставшихся денежных средств должностному лицу.Предупреждение должностных лиц о приближении окончания сроков действия страхового полиса, талона технического осмотра ТС, водительского удостоверения, медицинской справки, паспорта гражданина | Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Правила оформления путевой, транспортной, технической, страховой и другой документации.Основные термины в сфере автомобильного транспорта и дорожного движения.Организационная структура своего предприятия.Должностная инструкция.Правила внутреннего распорядка своей организации. |
Требования к маршруту и продолжительности проведения квалификационного экзамена
Маршрут проведения квалификационной поездки, по возможности, должен включать условия движения, с которыми кандидат в водители встретится после получения допуска к управлению АТС. Маршрут должен обеспечивать проверку умения кандидата в водители управлять АТС с заданным качеством – ездить безопасно со скоростью транспортного потока, не превышая норматива расхода топлива. Продолжительность квалификационной поездки должна быть не меньше 60 мин при сдаче квалификационного экзамена на право управлять АИС категории «В» и не менее 90 мин – на АТС категорий «С» и «D».
Требования к квалификации экзаменатора
Экзаменатором может стать лицо, имеющее высшее профессиональное образование по технической специальности, возраст не моложе 25 лет, стаж вождения АТС не менее 5 лет, квалификацию водителя не ниже II ранга и получивший дополнительную профессию «экзаменатор по вождению автотранспортных средств»